Эклектика ныне невероятно популярна, но ее творческим развитием и апофеозом ее является стиль фьюжн, возникший в 80-е годы прошлого века на Филиппинах. Он принципиально объединяет в одном пространстве элементы стилей, кажущиеся категорически несовместимыми, но при всем этом сохраняет гармоничное единство. Что-то вроде геометрии Лобачевского в сравнении с Евклидовой.

Эстетический вкус по своей сути - главный критерий как создания произведения, так и его оценки. Это касается любого вида искусства, в том числе и дизайна интерьеров. Потом уже к нему присоединяются мастерство, фантазия и образованность, тоже, разумеется, необходимые.

Один из проектов можно выполнить в стиле фьюжн. Это тем более удивительно, что фьюжн пока не пользуется какой-либо внятной популярностью в нашей стране. Очень многие клиенты дизайн - и архбюро по старинке уверены, что подобное не стиль, а дурновкусие. Причем, в отличие от эклектики, ставшей уже «старой, доброй» - чуть ли не «наше все»! - и совмещающей стили, близкие как по эстетике, так и по духу, фьюжн представляется активно агрессивным, поскольку смешивает то, чему в прописке на отдельной жилплощади откажет любой законопослушный паспортный стол. Только койко-место в общежитии, и то вряд ли.

Тут следует оговориться: вообще-то есть «хард-фьюжн», когда несовместное находится в одной комнате, попавшей под революционный эксперимент, и откуда выносят упавших в обморок хозяев на различных передачах дизайн-программ на ТВ. И есть «софт-фьюжн», когда этот принцип касается квартиры в целом, а отдельное помещение может претендовать разве что на буржуазно-демократическую эклектику. Именно в последнем направлении создала архитектор свой впечатляющий проект.

Некоторым исключением из щадящего режима является «хард-детская», где диванный угол представляет фантазию на тему средневековой Европы с огромным религиозно-готическим витражом и факелообразными бра, а вписано это в скандинавский дистиллированно-белоснежный интерьер «икейно-офиеного разлива». Чтобы как-то уравновесить действительно неожиданную готику, на потолок с декоративным разломом был помещен огромный концептуальный муляж скорпиона, выполненный с пугающей реалистичностью - словно несчастное членистоногое из своих полупустынь заползло в чертоги Снежной Королевы. Представить, каким еще образом закаляется дух ребенка в этой детской, просто страшно.

Кабинет выполнен в традиционно-бюргерском пафосном стиле «грез о качестве жизни» у советских начальников высшего звена. Но даже их амбициям не снился кессонный потолок с опять-таки огромным - на сей раз объемным - витражом. Несовместимыми здесь могут быть разве что скромные масштабы помещения и чрезмерно обильная его «упакованность». Но это, сами понимаете, тот еще фьюжн.

Кухня оформлена приблизительно в стиле техно - «современных летящих форм», - особенно удалась плавная алая лента базовых шкафов.

Неизгладимое впечатление производит гостиная в мавританской-индийском стиле - своеобразный «Уч-Кудук и Тадж-Махал» данного проекта, - с дивным, более чем грамотно подсвеченным лепным панно, изображающим бредущий караван. Путь к этому оазису с изумительной резьбой в арке проема лежит через панно, выдержанное в иной эстетике, - приморский пейзаж «а-ля наив». Такие декоры до сих пор можно встретить в бывших пионерских лагерях регионального значения. Витражные - это, очевидно, визитная карточка автора проекта - подвесные потолки по периметру, многочисленные ниши в стене и еще одна арка, ведущая на лоджию, на сей раз с декором в виде слона. Все щедро украшено восточными узорами.

Занятно оформлены приватные помещения. Например, спальню украшает массивная несущая конструкция, декорированная в модерне лепниной гаудианского толка, скрывающей эту неустранимую подробность. Сама по себе она очаровательна: гипсовые цветочные декоры по всей поверхности плавно заползают даже на потолок, и все это увязано с лепным же панно над изголовьем кровати - так сказать, «привет из солнечной гостиной». Филигранная работа! Модерну из серии «грандиозо моиументо» здесь вторит циклопическая козетка в ногах довольно - увы! - ординарно оформленного ложа и тумбочек: «чистый» и скучноватый ар-деко. Скучноватый по сравнению со всем остальным, разумеется.

Очевидно, пли хозяева в какой-то момент испугались разгула собственной фантазии, или автор проекта вовремя включила профессиональную осторожность, но отвязного и наглого «хард-фьюжн» все-таки не получилось. А жаль -невероятно интересно было бы увидеть результат выхода на проектную мощность!